Знания о моторном масле необходимы для всех начинающих и опытных владельцев автомобилей, так как это позволяет правильно подобрать подходящее масло для автомобиля. Но какое моторное масло выбрать? Иногда это кажется непростой задачей – моторных масел множество и для каждого автомобиля нужно подбирать масло по определённым критериям. От выбора моторного масла зависит, как долго прослужит двигатель Вашего автомобиля.
Какое же моторное масло лучше подойдет для вашего автомобиля?
У моторных масел достаточно много параметров, но одним из главных является вязкость.
Вязкость моторного масла — это свойство масла оказывать сопротивление перемещению одной ее части относительно другой. При этом совершается работа, выделяющаяся в виде тепла в окружающее пространство. Другими словами — это внутреннее трение.
Вязкость моторного масла — непостоянная величина. Она может изменяться под воздействием ряда факторов, например температуры масла, количества примесей в составе масла, наработки двигателя автомобиля. Вязкость в двигателе служит для создания масляной пленки и разделения трущихся деталей.
Впервые классификация по вязкости моторных масел была предложена Сообществом автомобильных инженеров (SAE — Society of Automotive Engineers) в 1911 году.
В соответствии со стандартами, масла должны обладать следующими свойствами:
- Прокачиваемость жидкости (моторное масло должно без проблем проходить по всем каналам системы и не превращаться в сгущающуюся жидкость)
- Работоспособность в условиях высоких температур (масло не должно испаряться при высоких температурах, а его защитная пленка должна сохранять стенки деталей от износа)
- Защита двигателя от перегрева (моторное масло должно защищать двигатель от перегрева при любых температурах работы двигателя)
Также качественное моторное масло должно:
- Удалять из двигателя продукты сгорания топлива
- Минимизировать силы трения между отдельными деталями двигателя
- Уплотнять зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы
- Защищать трущиеся поверхности деталей двигателя авто от коррозии
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE
Актуальная редакция сообщества автомобильных инженеров — SAE J300, изданная в январе 2015 года, выделяет три категории масел:
- зимние (например, маркировка вида SAE 5W)
- летние (например, SAE 40)
- всесезонные (например, SAE 5W-40)
Зимние – с буквой W (от английского «Winter», и переводится как «Зима»). Масла, удовлетворяющие этим категориям – маловязкие и применяются преимущественно зимой – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
В основном это легко текучие масла, они способны не застывать и не загустевать при сильных морозах. Использовать их в летний период — нежелательно. При высоких температурах их вязкость существенно снижается и они не могут обеспечить нужную смазку и уберечь трущиеся поверхности.
Летние – без буквенного обозначения. Масла, удовлетворяющие этим категориям – высоковязкие и применяются летом – SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Они наоборот хорошо служат при высоких температурах летом и практически бесполезны зимой. Использование таких масел при низких погодных температурах также приводит к излишнему износу двигателя.
Большинство масел сейчас являются всесезонными, поэтому это свойство отражается, например, в таком обозначении: SAE 5W-40. Они очень популярны у автолюбителей, так как их можно использовать и круглогодично. В зависимости от температурных условий их характеристики также могут меняться.
ДИНАМИЧЕСКАЯ И КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ МОТОРНОГО МАСЛА
Кроме классификации вязкости масел по сезонности, можно разделить вязкость моторного масла на динамическую и кинематическую.
Динамическая вязкость моторного масла – сила сопротивления моторного масла, возникающая во время движения двух слоев масла, расположенных на расстоянии один сантиметр, которые движутся со скоростью 1 см/с. Единица измерения динамической вязкости — Па*с (мПа*с). Обозначается в английской аббревиатуре CCS.
В стандарте SAE J300 динамическая вязкость всесезонных и зимних моторных масел определяется следующим образом (это по сути, их температура проворачиваемости):
- 0W — при температуре до -35°С;
- 5W — при температуре до -30°С;
- 10W — при температуре до -25°С;
- 15W — при температуре до -20°С;
- 20W — при температуре до -15°С.
Кинематическая вязкость – высокотемпературная мера оценки масла. Она показывает количество времени за которое по сути некоторое количество жидкости проходит через отверстие определенной площади сечения. Высокотемпературная вязкость измеряется в мм²/с или в альтернативной единице измерения сантистокс — сСт, где 1 сСт = 1 мм²/c = 0,000001 м²/c.
У летних масел, чем выше вязкость по SAE, тем менее текучим оно будет при более высокой температуре и наоборот.
- SAE 20 — пригодно для эксплуатации при температуре окружающей среды до +15°С включительно;
- SAE 30 — до 30°С;
- SAE 40 (0W-40; 5W-40; 10W-40) — до 40°С;
- SAE 40 (15W-40; 20W-40; 25W-40) — до 45°С;
- SAE 50 — до 50°С;
- SAE 60 — до 50°С.
При выборе моторного масла прежде всего следуйте рекомендациям автопроизводителя. Настоятельно советуем использовать моторное масло с теми значениями динамической и кинематической вязкости, которая указана непосредственно производителем авто. Выбор того или иного масла нужно проводить по нескольким параметрам – в том числе и по вязкости.
Оптимальная вязкость моторного масла обеспечит стабильность и надежность двигателя вашего автомобиля.